Железная дорога и морские порты в России развиваются синхронно

Железная дорога и морские порты в России развиваются синхронно

Вопросы развития инфраструктуры российских портов за последние четверть века, динамики перевозок грузов в адрес портов и полигонных технологий как нового уровня управления на сети российских железных дорог, а также вопросы совершенствования законодательства в части взаимодействия всех участников перевозочного процесса обсудили участники семинара «Железная дорога и порты: как сделать взаимодействие эффективным».

Семинар прошел в Торгово-промышленной палате Санкт-Петербурга под эгидой редакции журнала «РЖД-Партнер» и при поддержке Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Среди участников семинара – представители отраслевого бизнес-сообщества, науки и высшей школы в сфере железнодорожного транспорта из России и стран СНГ.
Российские морские порты и железная дорога сегодня развиваются синхронно. Завершается развитие железнодорожной станции Лужская, которую вкупе с морским портом Усть-Луга участники встречи назвали красивым проектом.
По словам Артема Колобова, начальника отдела внешнеторговых и транзитных перевозок управления движения Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», с начала 1990 года отечественный железнодорожный транспорт начал работать в условиях рыночной экономики, и в это время резко изменилась структура перевозок грузов. В частности, доля экспортных грузов через порты РФ в общей погрузке увеличилась без малого за четверть века на 21 процент.
По итогам 2016 года доля экспортных погрузок на сети РЖД достигла 22,5% против 1,4% в 1990-м году. Динамика перевозок экспортных грузов на Октябрьской железной дороге выросла за эти годы в 13 раз и составила 109,6% в 2016 году против 8,5% в начале 1990-х годов.
О состоянии дел с законопроектом о внесении изменений в ФЗ «О морских портах в Российской Федерации…» рассказал участникам семинара Александр Шиманский, генеральный директор АО «Морцентр-ТЭК».
Сегодня на законодательном уровне обсуждаются поправки ст.27 федерального закона №261-ФЗ «О морских портах в РФ…» и ст. 57 федерального закона №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», а также типовая форма договора об организации работы по обеспечению перевозок грузов между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком.
Закон «О морских портах в РФ…» очень сложен, он содержит около 30 подзаконных актов. В ходе работы Госдумы в период осенней сессии 2017 года этот законопроект должен быть принят. Если же этого не случится, то, говорят специалисты, ранее заключенные договоры между операторами морских терминалов и железнодорожными перевозчиками будут действовать.
До настоящего времени на законодательном уровне не определен правовой статус маневрового портового оператора.
Сергей Путинцев, заместитель генерального директора по развитию АО «ПУЛ транс», выступил на семинаре с инициативой о внесении на обсуждение законодателям вопроса об определении правового статуса маневрового оператора в порту как самостоятельного участника технологического процесса перевалки грузов.
Предложения АО «ПУЛ транс», наряду с инициативами других участников бизнес-семинара, будут внесены в итоговую декларацию встречи и опубликованы на страницах отраслевого журнала «РЖД-Партнер».